Перспективы развития рынка органической продукции

Рынок органических продуктов стремительно развивается во всем мире. Продукты «organic» завоевывают все большее признание среди различных слоев населения. Наиболее сформирован рынок органических продуктов в развитых странах Европы и в США. По данным мировых исследований, 97 % стабильных потребителей сосредоточено именно там.

По данным исследовательской компании Ecovia Intelligence, 57,8 млн га пахотных земель на планете отведены под органическое земледелие: больше всего в Австралии, Аргентине и Китае. В секторе производства органической продукции работают 2,7 млн аграриев в 178 странах.

Объем мирового рынка органической продукции в 2018 году достиг 90 миллиардов евро. Крупнейшие рынки органического сельского хозяйства – США (40 млрд евро), Германия (10 млрд евро), Франция (7,9 млрд евро) и Китай (7,6 млрд евро). По прогнозам, к 2024 году мировой рынок органических продуктов питания достигнет $324 млрд.

Наибольшим спросом экопродукция пользуется в Швейцарии – 288 евро на душу населения в 2017 году, Германии – 278 евро, Швеции – 237 евро. Наибольшая доля органического рынка приходится на Данию – 13,3% от общего объема продовольственного рынка.

Рост международного рынка органического сельского хозяйства связан  с устойчивым развитием сельского хозяйства и пониманием большинством стран преимуществ такого вида земледелия. За год количество органических земель выросло на 20% до 69,7 млн га. Лидирует по площади органических сельхозугодий Австралия (35,6 млн га). Далее следуют Аргентина (3,4 млн га) и Китай (3 млн га).

Всего в мире насчитывается 2,9 млн производителей органической продукции: в Индии сосредоточено 835 000 производств, в Уганде 210 352, Мексике 210 000. В России около 70 сертифицированных производителей органической продукции, 290 тыс. га сельхозугодий сертифицированы как органические.

На долю Европы приходится более 33% рынка. Европа также следует тенденциям здорового образа жизни, уделяя внимания при этом доступности органической продукции. Ведущее место на рынке занимает Германия, далее следуют Великобритания, Франция, Испания, Италия и Россия.

В Азии большая часть органической продукции приходится на импорт из Северной Америки и Европы. Основные рынки для сбыта органической продукции в Азиатско-Тихоокеанском регионе это Австралия, Новая Зеландия, Япония, Сингапур, Гонконг и Южная Корея. Среднегодовой темп роста рынка напрямую зависит от доходов и осведомленности потребителей.

Российский рынок органической продукции

Объем российского рынка органической продукции, по оценке Национального органического союза России (НОС), составляет 160 млн евро и 80% этого объема приходятся на импорт.

НОС: Объем российского рынка органической продукции - 160 млн евро

На данный момент в России насчитывается 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. По международным стандартам сертифицировано 53 хозяйства, по российским – 17 хозяйств. Из них к сфере растениеводства относятся 20 хозяйств. Около 0,12% сельхозземель (246 тыс га) сертифицированы как органические по международным стандартам.

В органическом сельском хозяйстве России есть сформированный рынок экспорта органического сельскохозяйственного сырья, на этом рынке есть устойчивый рост спроса и он намного превышает предложение. Российский рынок органической продукции ежегодно растет примерно на 10-15%. На данный момент Россия принимает активное участие в создании межгосударственного стандарта для всех стран Евразийского экономического союза.

Развивается не только внутреннее производств органической продукции, но и ее экспорт. При этом спрос на внешних рынках превышает предложение. Российскую продукцию готовы покупать все страны ЕС и США, есть заказы и конкуренция между иностранными трейдерами. Так, потенциал экспорта российской органической продукции в страны ЕС оценивается в $130 млн., а мирового рынка органической продукции – $290 млн.

В ближайшие три года в стране произойдет переход на технологии органического сельского хозяйства на условиях пре-контракта под конкретные заказы.  Для развития органического сельского хозяйства сельхозпроизводителям  необходимы знания, инвестиции и стабильный спрос.

Ключевым фактором для развития внутреннего рынка является принятие федерального закона об органическом сельском хозяйстве, который установит единые правила, очистит рынок от фальсификата, внесет ясность в понятие «органик», защитит маркировку, введет единый логотип. Также большую роль будет играть налаживание прямого обмена информацией между производителями и потребителями, открытость, прозрачность и формирование понимания и доверия к органической продукции.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *