Экопродукты: активно повышающийся спрос!

Натуральные продукты – новый тренд. В сознании людей натуральные продукты ассоциируется, прежде всего, с овощами и фруктами, однако на самом деле экопродукты – понятие куда более широкое. Оно объединяет абсолютно всю продукцию пищевой промышленности, в процессе производства, переработки и расфасовки которой не применялись синтетические добавки и материалы.

Тема экологически чистой продукции становится все более популярной как среди потребителей, так и среди производителей всего мира. Основой органик-спроса является забота современного потребителя о здоровье. Органический продукт – значит, безопасный для здоровья человека, произведенный с минимальным химическим вмешательством. Товары и продукты с такой маркировкой обязательно изготовлены или выращены без использования химически синтезированных минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов, ГМО и прочих не самых полезных для живого организма веществ.

Большой потенциал имеют экопродукты, ориентированные на детей. Многие производители начали указывать, что их органическая продукция идеальна для детского питания. Исследования, проводимые в течение многих лет, показали рост доли детских экопродуктов – многие родители выбирают натуральные продукты питания, в качестве которых уверены.

Согласно последним исследованиям российских социологов, более 70% покупателей супермаркетов готовы платить больше за экопродукты. Петербургским потребителям их поставляют фермерские хозяйства Ленинградской области. Фермеры, которые их выращивают, хорошо знают, что лучшие друзья овощей – это солнце, чистый воздух, чистая почва и чистая вода. И, конечно, грамотный и тщательный уход.

В группу «натуральны продуктов» сегодня определяют следующие категории продуктов – эко, органические и фермерские продукты.

Мировой спрос на экопродукты

Рынок органических продуктов стремительно развивается во всем мире. Продукты «organic» завоевывают все большее признание среди различных слоев населения. Наиболее сформирован рынок органических продуктов в развитых странах Европы и в США. По данным мировых исследований 97 % стабильных потребителей сосредоточено именно там.

По данным отраслевого исследования, проведенного специалистами из США, в период с 2014 по 2020 годы объем мирового рынка экологически чистых продуктов питания будет возрастать на 15,7% ежегодно. Результаты исследования свидетельствуют, что уже к концу установленного срока денежное выражение мирового рынка достигнет 211,44 млрд долларов США.

Одним из самых перспективных для развития остается североамериканский рынок, который был оценен в сумму около 38 млрд долларов США по итогам прошедшего года. Это составляет 35% от общемирового объема. В будущем Азиатско-Тихоокеанский регион станет самым динамично развивающимся в данном направлении мирового потребления продуктов.

Эксперты дают такую же оценку роста спроса в государствах Азии – на 28,5% к 2020 году (по сравнению с 2014-м). В этом регионе по-прежнему доминирует Япония и ее жители, потребляющие до 44% общеазиатского объема продающейся органики. Китайский рынок, согласно прогнозу американцев, возрастет на 29,4% к 2020 годуу.

Картинки по запросу безотходное производство

По оценкам Euromonitor International, продажи органической продукции в России составляют  120 миллионов евро в год. Более 90% – это импорт. Однако, по наблюдениям участников российского рынка, спрос на нее постоянно растет и ассортимент расширяется, в том числе за счет экопроизводителей других регионов и стран.

Особенности российского экопроизводства

Потенциал российского рынка огромен, что связано в том числе с большой площадью пригодных для органического сельского хозяйства земель.

Сертификация по стандарту «Органик» касается не конкретного продукта, а полного цикла производства и затрагивает абсолютно все его аспекты и стадии. Статус органического может получить продукт, который прошел весь путь от фермы до прилавка с соблюдением ряда основных требований: органические методы земледелия и животноводства, органическое сырье, органические ингредиенты и технологический процесс.

Есть ряд критериев, по которым оценивается экологическая безопасность продукта:

Земля, на которой планируется производить органическую продукцию, должна в течение трех лет пройти процедуру конверсии (прекращение и дальнейшее невнесение запрещенных веществ). После этого срока земли получают статус органических.
Сырье должно быть выращено на участках, отдаленных или защищенных от источников загрязнения.
При выращивании продукции запрещено применять не разрешенные стандартом химикаты, допустимо применение натуральных удобрений, борьба с вредителями должна выполняться при помощи традиционных средств (разрешены механические, биологические средства), методов биозащиты, биологических препаратов.
Запрещено использовать генетически модифицированные семена (ГМО), запрещена обработка семян искусственными химическими препаратами.

При переработке сырья запрещено использование таких технологий, как ультразвуковая обработка, химическая консервация, обработка фенолами и ПАВ, атомное расщепление, радиационная обработка, газация, а также рафинирование. Следует обходиться без искусственных консервантов, красителей, ароматизаторов, стабилизаторов и загустителей.

Готовая продукция должна быть маркирована как органическая. Необходимо исключить возможность смешивания органической и неорганической продукции на всех этапах переработки, хранения и транспортировки.

Для производителя получение маркировки «эко» и «органик» – признание технологии производства и самой продукции, ее безопасности для здоровья человека и окружающей среды – это не конец экологизации производства. Ежегодно органик-инспектор независимого органа по сертификации проводит проверку такого производства или переработчика и продавца.

Картинки по запросу

Ведущая американская маркетинговая компания Nielsen Holdings, которая прицельно изучает лицо современного покупателя по всему миру, сделала два важных вывода. Во-первых, 63% сознательных потребителей – это люди в возрасте до 40 лет, больше половины из них готовы платить за приставку «био» или «эко» в разы больше.

В России, как и в Европе, органик- и экотовары стоят дороже, чем традиционная продукция. Почему цены на органические продукты во всем мире выше, чем на традиционные? Из-за экстенсивного ведения экопроизводства выход продукции снижается в два-три раза, к тому же переход на экологичное производство всегда связан со значительными затратами для производителя, которым недешево обходится ежегодный обязательный контроль сертифицирующих организаций.

Однако в Европе этот разрыв существенно меньше. Если в России разница между ценой на импортную органическую продукцию, псевдоорганик и продукцию массового производства в среднем составляет в ритейле от 100 до 200%, а в некоторых случаях и до 400%, то в розничной торговле Западной Европы этот разрыв находится в пределах 20–30%.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *