Особенности и перспективы российского плодоовощного рынка

«Научившись продавать фрукты и овощи, сбудешь все, что угодно», – так говорят знатоки плодоовощного рынка.

Продажа овощей и фруктов – бизнес, который отличается постоянным спросом на товар и высокой рентабельностью. Даже зимой, когда стоимость на товары существенно возрастает, потребитель не отказывается от любимых фруктов и овощей. Мода на «здоровое питание», рекомендации диетологов, близкое знакомство с «прозападной» культурой потребления пищи, ориентируют наших сограждан на увеличение доли овощей в ежедневном меню.

В то же время, особенности российского климата не позволяют обеспечить овощное производство в открытом грунте круглый год, а длительному хранению в свежем виде подлежат далеко не все овощи из традиционного меню россиян. Даже в наиболее благоприятном для овощеводства Южном регионе РФ овощи «с грядки» можно получать в течение  4-5 месяцев в году. В остальных районах сезон свежих овощей сужается до 2-3 месяцев.

Объем российского рынка свежих фруктов

Объем российского рынка свежих фруктов составляет порядка $6 млрд., что вдвое выше рынка мобильной связи. На фрукты приходится около 13% общих расходов россиян на покупку продуктов питания, такую же долю составляют овощи. При этом в плане спроса на фрукты в России наблюдается медленный, но стабильный рост.

Однако, по сравнению со странами ЕС и США, где потребление фруктов в среднем на человека гораздо выше, российский рынок еще далек от абсолютного насыщения. Фрукты импортируются из таких стран как Эквадор, Аргентина, Колумбия, ЮАР, Голландия, Марокко, Египет, Испания, Франция, Италия.

Самым популярным фруктом по оценкам экспертов в России являются яблоки, на их долю приходится порядка 35-40% от общего объема потребления. На втором месте стоят бананы и цитрусовые фрукты с долей 15% и 13% соответственно. Доля груш и винограда в структуре потребления фруктов россиянами составляет 8% и 6%. Фактическая емкость российского рынка овощей составляет около 30 млн. тонн в год.

Фрукты и овощи в товарообороте любой торговой точки должны составлять около 12%, но нередко это число опускается до 3-4%, что свидетельствует о недостаточной культуре потребления фруктов и овощей в крупных городах России. Сети стараются придерживаться нормы, т. к. фрукты и овощи – это не столько товар, на котором зарабатывают, сколько товар, который привлекает посетителей: витрина с фруктами и овощами при правильно поставленном мерчендайзинге привлекает взгляды покупателей наиболее часто.

Огромную долю в восприятии товаров играет то, что покупатель видит – 83%. Затем по степени убывания идут звук, запах, осязание и вкус. А фрукты и овощи – сами себе реклама.  По мнению специалистов,  ценовая политика фруктов и овощей определяет общее впечатление от магазина и распространяется на всю продукцию.

Картинки по запросу ventajas de la zona urbana

Этапы формирования плодоовощного бизнеса

Максимально интенсивно плодоовощной бизнес в России начал развиваться с 90-го года. Центрами стали Санкт-Петербург, куда осуществлялись поставки продукции океаном из Аргентины, Эквадора, Чили, Бразилии (часть европейского товара, которую по морской логистике дешевле вести морем до Санкт-Петербурга) и Москва (все грузы из Европы автомобильным путем из Нидерландов, Голландии, Польши, Бельгии, Франции, Испании, Греции).

Первая пятерка компаний располагалась в Санкт-Петербурге. Теперь в Москве сосредоточены основные российские лидеры данного бизнеса: одни открыли свои филиалы, другие купили московскую компанию и теперь работает через нее. И главный интерес этих компаний лежит в поле деятельности розничных торговых сетей.

Ассортимент овощей и фруктов формируется в зависимости от формата магазина. Применительно ко многим торговым сетям, это форматы: «де люкс», «супермаркет» и «универсам». «Де люкс» рассчитан на избирательных покупателей, поэтому в первую очередь на формировании ассортимента скажутся не цены на продукцию, а требования качества, привлекательности, эксклюзивности. Именно данный формат предлагает наибольшее количество экзотических фруктов и овощей.

В сети супермаркетов – наиболее широкий ассортимент, но с меньшим количеством экзотических фруктов и овощей. «Универсам», как правило, рассчитан на самые необходимые товары, т. к. преимущественно располагается в спальных районах. Здесь, ассортимент будет состоять из стандартного набора фруктов и овощей, к которому, проведя маркетинговый анализ, можно добавить несколько дополнительных наименований.

Особенности фруктово-овощного бизнеса

Картинки по запросу

Фруктово-овощной бизнес – очень динамичный, особенно в связи с импортными товарами.  Обычно крупные компании сотрудничают с несколькими десятками поставщиков (около пяти по одной разновидности товара). Выгодные цены достигаются объемами, конкуренция диктует необходимость повышения качества и широты сервиса, предоставляемого оптовыми компаниями.

Об оптовой компании судят по также по складу, Фруктам и овощам необходимы отличные условия хранения: каждый фрукт должен находиться в своем температурном режиме, некоторые фрукты и овощи не могут соседствовать друг с другом. Даже не разбирающийся в этом человек, поймет, что порядок и чистота на складе, наличие фасовочного оборудования, могут служить прямыми характеристиками общей работы оптовой компании.

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *